КаомаDigital агентство
+7 (916) 533-95-39
WhatsApp / Telegram
Заявка
/О студии дизайн-бюро Kaoma.ru/Блог/Шибко умные мысли

Как организовать тендер на разработку сайта

Как организовать тендер на разработку сайта
22.02.2017

В ситуации, когда на рынке существует большое количество похожих предложений по разработке сайтов, у потенциального заказчика возникает сложность в правильном выборе разработчика.
Распространено мнение, что существующая практика выбора на основе проведения тендера (конкурса) должна облегчить принятие решения со стороны заказчика, выявить самое выгодное предложение от надежной компании с лучшими условиями разработки. Как же обстоят дела на практике?

Рассмотрим ситуацию более пристально и сравним две позиции участников тендера – организатора (далее - Заказчика) и участника (далее - Разработчика).

Заказчик руководствуется следующими критериями при формировании вопросов, которые должен решить тендер:

  • Основная задача – разработать сайт компании.

    Основная задача – разработать сайт компании.

    Казалось бы, всё просто и понятно. Но, при детальном рассмотрении, простая формулировка окажется недостаточной для оценки со стороны Разработчика. Потребуется подробная спецификация – техническое задание на создание сайта. Бриф с заявлением о намерениях и описанием компании Заказчика техническим заданием не является.

    Т.з. должно определять:
    а) технические аспекты разработки;
    б) конструктивные решения;
    в) является интернет-проект типовым или потребует программирования индивидуального решения; г) какая CMS должна использоваться;
    д) какие долгосрочные задачи должен решать веб-ресурс.


    В зависимости от этих критериев, условия разработки могут сильно варьироваться.

  • Следующие критерии, которыми руководствуется Заказчик при формировании брифа и задач

    Следующие критерии, которыми руководствуется Заказчик при формировании брифа и задач:

    а) система оплаты (предоплата, поэтапная оплата, оплата после завершения проектов и подписания актов и т.п.);
    б) сроки и точность их соблюдения (договорные условия и санкции за нарушение сроков);
    в) документальные и прочие условия (система налогообложения, НДС, юридическая форма компании участника, уставной капитал, количество сотрудников, стаж деятельности на рынке, количество разработанных проектов и т.п.);
    г) требования со стороны разработчика к представителю компании заказчика по решению организационных вопросов, предоставлению материалов, компетенции согласований и т.п.

    Парадоксально, но для многих компаний эти критерии, по сути – второстепенные, становятся более важными и определяющими, чем основная задача – создание качественного веб-сайта.
    Как правило, это происходит, когда со стороны Заказчика условия работы определяет отдел бухгалтерии, или юридический отдел, а специалист по интернет-маркетингу не имеет права решающего голоса. Иногда такого специалиста у Заказчика нет вовсе, а его обязанности выполняет случайный сотрудник, или, если предприятие небольшое, лично руководитель, что с точки зрения профессионализма и компетенции одинаково плохо. Приоритеты задач выставляется неправильно, если решающим фактором является, например, пост-оплата, форма налогообложения разработчика и иные условия. В данной статье не рассматриваются случаи, когда победу в тендере определяет ангажированность.

    Отдельно стоить затронуть тему сроков.

    Тот, кто сталкивался хоть раз с задачей разработки интернет-проекта, тот сталкивался и с проблемой сорванных сроков – явление очень распространённое в сайтостроении и тому есть свои причины. Самым простым решением данной проблемы, как может показаться, являются условия постоплаты или штрафных санкций, но это решение не эффективно в большинстве случаев, почему – об этом ниже.

На первый взгляд, работа по организации тендера не слишком сложная:

а) составить документ с описанием пожеланий к проекту, рассказать о своем предприятии, изложить условия сотрудничества в наиболее выгодном для себя варианте;
б) составить список контактов разработчиков, по внешнему анализу соответствующих документальным требованиям и уровню проектов;
в) разослать документацию по списку, собрать ответные предложения и провести анализ, выделив наиболее выгодные предложения;
г) произвести выбор из лучших предложений на основе наиболее выгодных для себя условий, личной встречи и заключить договор.

Результат неверного распределения приоритетов, на практике, может быть следующим:

а) часть компаний не дают ответное предложение на высланные материалы;
б) часть кандидатов отвечают, что не принимают участие в тендерах;
в) часть разработчиков отвечают, что не принимают участие в тендерах на выдвинутых условиях.

В сложившейся ситуации, Заказчик выбирает не лучшего из лучших, а самого сговорчивого из тех, кто откликнулся на конкурс. В результате, веб-сайт Заказчика может существенно уступать сайтам конкурентов, которые сумели договориться с более компетентным разработчиком. Заказчик теряет время, деньги и силы, несмотря на все предосторожности при составлении договора. Зачастую, победитель тендера не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи.

Причины такого результата изложены ниже.


Теперь рассмотрим позицию компании разработчика сайта, (участника тендера):

  • Прежде всего, стоит упомянуть о сегментировании рынка сайтостроения

    Прежде всего, стоит упомянуть о сегментировании рынка сайтостроения.

    Существуют крупные предприятия, группы компаний, холдинги и в то же время успешно работают мелкие компании состоящие из нескольких специалистов. При этом крупное предприятие, например подразделение холдинга, может заниматься производством, обслуживанием, продвижением сайтов «на потоке», как на конвейере цеха. Напротив, аутсорсинговая компания, состоящая из нескольких специалистов может делать сложные и нестандартные разработки.

    Можно смело утверждать, что количество сотрудников, юридическая форма или система налогообложения не являются показателем качества разработки веб-сайта, как и гарантией выполнения проекта в установленный срок.

    Выбирать стоит по критерию – нужен заказчику типовой проект со стандартным функционалом или потребуются эксклюзивные решения и разработки.

    Во втором случае для оценки стоимости, сроков и условий тендера не обойтись без полноценного технического задания, для составления которого практикуются два решения:

    а) Проект разбивается на этапы. На первом этапе, IT-специалистами выбранного разработчика, осуществляется информационное проектирование, включающее в себя:
    - формулирование концепции развития бизнеса в интернете;
    - анализ требований пользователей сайта;
    - формирование структуры, навигации и функциональности сайта на основе интерактивного прототипа будущего проекта;
    - составление технического задания на дизайн, верстку и программирование (выбор CMS, описание конструктивных и технических решений программирования и html верстки).

    На основе этих материалов можно составить смету и график работ по проекту.

    Важно отметить, что работа по информационному проектированию является техническим планом будущего ресурса, от того насколько качественно она проделана, зависит успешность реализации проекта. Не стоит недооценивать сложность этого этапа, безусловно, эта работа не может быть проделана бесплатно.

    б) Существуют IT компании специализирующиеся на проектировании.
    Можно обратиться к услугам такой компании для разработки информационных материалов. Но при организации тендера можно потерять ряд кандидатов по той причине, что многие разработчики не работают по чужому техническому заданию.

  • Современная ситуация на рынке IT-услуг такова, что компетентные специалисты весьма востребованы, как результат – высокие ставки и загруженность.

    Современная ситуация на рынке IT-услуг такова, что компетентные специалисты весьма востребованы, как результат – высокие ставки и загруженность.

    Попросту говоря, профессиональный разработчик не возьмется за проект на условиях, которые ему не выгодны, т.к. у него достаточно заказов на выгодных условиях. Аналогична ситуация с компаниями обладающими такими специалистами.

    Если интернет-агентство имеет в своем арсенале сильных сотрудников, достойное портфолио, постоянных клиентов и долгосрочные контакты, то наверняка не будет рассматривать тендерную форму сотрудничества. Такое «соревнование» компания будет расценивать как малоэффективное использование профессиональных ресурсов.
    Рассмотрение тендерных материалов, оценка сроков, составление смет, переговоры и обсуждение документов – все это занимает много времени без гарантированного результата.

    Условия договора, выгодные для Организатора тендера, для разработчика означают следующее:

    a) Условие оплаты после утверждения проекта, которое в глазах заказчика является гарантией получения полноценного проекта или сохранения финансов, для исполнителя означает то, что он вкладывает средства своей компании в развитие бизнеса клиента.
    При этом прибыль от этого бизнеса не будет разделена, т.е. вложения не принесут своих дивидендов. Для того, чтобы компенсировать расходы, одноразовое вознаграждение по результату выполнения проекта должно во много раз превышать себестоимость реализации. Учитывая риск невыплаты компенсации по тем или иным причинам, финальная цифра гонорара вырастает до огромных размеров по сравнению с целесообразной долей вложения.

    б) Жесткие условия соблюдения сроков – еще одно противоречивое условие.
    Для Заказчика штрафные санкции за просрочку видятся решением проблемы. Разработчик всегда с большой осторожностью будет принимать такие условия и настоит на введении обоюдных санкций, т.к. сроки зависят не только от разработчика но и от заказчика: согласование этапов, предоставление и утверждение материалов проекта, которые, случается, происходят с большой задержкой по самым разным причинам.

Таким образом, участвовать в тендере с жесткими условиями может позволить себе только маловостребованный исполнитель с минимальным вложением и многократно превышающим его вознаграждением.

Для заказчика это означает покупку услуг низкого качества по сильно завышенной цене.

Каким образом избежать ошибок и организовать наиболее эффективную работу по тендеру:

1) Привлечь к работе в тендере со стороны заказчика IT-специалиста, предоставить ему право решений.
Без понимания нюансов сайтостроения трудно будет принимать правильные решения. Нужно учитывать, что потребуется постоянная двухсторонняя работа. Необходимо выделить для этих целей IT-специалиста и/или отдел, назначить ответственное лицо с правом принятия решений, предоставления информации, утверждения материалов.

2) Правильно распределить приоритетные цели.
Не нужно ставить условия работ важнее результата. Условия тендера составить с учетом интересов и распределения рисков обеих сторон, что будет залогом привлечения компетентных исполнителей.

3) Определить категорию сложности проекта (напр. уникальная разработка или типовой проект).

4) Выбрать кандидатуры участников исходя из категории проекта, провести работу по выявлению кандидатов заинтересованных в тендерных условиях сотрудничества, уведомив об условиях тендера.

5) Рассмотреть предложения и сделать выбор, руководствуясь критерием профессионализма IT-разработчика и соответствия категории проекта.
Не нужно выбирать на основе критериев: низкая цена, короткие сроки, выгодные условия, размер компании, количество сотрудников или разработанных проектов, юридическая форма и т.п.
Оценивать стоит исходя из опыта разработки проектов аналогичной сложности.

6) Разделить проект на этапы.
С выбранной компанией провести работы по первому этапу - информационному проектированию. В ходе работы прислушиваться к рекомендациям и принимать участие в процессе.


Каома