Точность цвета на мониторе и в печати
Каждый второй заказчик спрашивает нас, почему на всех его мониторах один цвет на одном и том же макете выглядит по-разному? Это особенно актуально для полиграфических макетов и готовой упаковки. Мы рассказываем клиентам о цветовой модели монитора, напечатанной полиграфии, цветопередаче и они всё равно продолжают беспокоиться из-за результата. Хотим детально разъяснить это, а также почему цвет нельзя оценивать на мониторе. Но для начала – немного теории.
Почему один цвет на разных экранах отличается
Начнем с понятия «цветопередачи» – способности передавать цветовой оттенок без какого-либо искажения, так, как глаз воспринимает его в реальности. Если цветопередача вашего монитора далека от идеала, то распечатанное изображение будет выглядеть иначе, не как задумал дизайнер.
Цветопередачу определяет цветовой охват (ЦО), показывающий, насколько экран демонстрирует яркие и сочные оттенки. ЦО не зависит от матрицы, как многие считают, на передаче цвета сказывается подсветка, электроника, преобразующая сигнал с видеокарты на покадровую развертку. Настройки экранов оказывают решающее влияние на воспринимаемый глазом цвет, как технологии, по которым созданы экраны. Можно было бы выполнить их калибровку, но это непростое мероприятие. Этим обычно занимаются типографии.
Важное о цветовых моделях, особенностях CMYK и RGB
Когда информацией о цветах оперирует техоборудование (мониторы, принтеры), описание цветовых оттенков в полиграфии возлагается на специальные модели. Более популярными считаются аппаратно-зависимые. Они выполняют описание цвета в отношении к цветовоспроизводящим устройствам, коими выступают цветовые модели RGB, CMYK. Приведем сравнительную таблицу с их характеристиками.
Модель |
RGB
|
CMYK |
Применение |
Для демонстрации изображения только на экране (монитора или ТВ). |
Цветовая модель используется в полиграфии для выполнения качественной полноцветной печати. |
Основные цвета |
Красный (Bed), зеленый (Green), синий (Blue). Светящиеся цвета.
|
Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) Отраженные цвета («вычитательные», которые остаются после вычитания основных – красного, синего и зеленого). Черный цвет К (blacK)** - «вспомогательный». |
Описание/формирование цвета |
Цветовой оттенок на экране описывается 3-мя числами, которые указывают на яркость красной, зеленой, а также синей составляющей. Используются в диапазоне 0 - 255. Графические программы создают комбинацию нужного цвета, используя разные оттенки из 3-х основных цветов (по 256 на каждый). |
Каждое числовое значение, определяющее цвет красящего состава, указывает на процент добавления конкретного цвета. Так, CMYK 30/45/80/5 обозначает, что тёмно-оранжевый цвет получается, если смешать 30% голуб., 45% пурпурн., 80% жёлт., 5% чёрн. |
Эффект смешивания |
При смешивании 2-х основных цветов получаем более светлый оттенок:
Красн.+зелен.=желт., Зелен.+син.=голуб., Син.+красн.=пурпурн. Красный и синий в сочетании с зеленым дают белый. А отсутствие всех 3-х цветов –только черный. |
При смешении 2-х цветов готовый цвет становится темнее: Желт.+голуб.= зелен., Голуб.+пурпурн.= синий, Желт.+пурпурн.= красн. Голубой и пурпурный с желтым создают черный. Если нет всех 3-х цветов, то получается белый |
Цветовой диапазон |
Описывает более 16 000 000 цветов. |
CMYK охватывает несколько меньший диапазон. |
Цветопередача |
Не передает темные и насыщенные оттенки, как CMYK. |
Не отображает очень яркие цвета, как в RGB. |
Вид на экране |
Один цвет может заметно отличаться, если его наблюдать на разных экранах. |
Один цвет воспринимается здесь иначе, чем на изображении RGB***. |
Печать |
Печать изображения с яркими, насыщенными цветами частично приводит к их потере. |
Печать приводит к поглощению основных цветов в RGB. Одно изображение печатается по-разному*. При смешивании 3-х красок при условии их максимальной насыщенности, мы получаем грязноватый темно-коричневый. Краски в полиграфии далеки от совершенства и не отражают весь диапазон**.& |
* Точность цвета в печати определяется типом краски, а также бумаги, типографской машины, зависит от самой технологии печати. Все файлы конвертируются в CMYK. Если нужно получить редкие цвета, но их не воспроизвести посредством модели CMYK (золотистый, серебряный), задействуются готовые краски Pantone. Их отличает многообразие оттенков.
** Для компенсации проблемы к 3-м основным цветам CMYK добавляют краску черного цвета, которая включена в аббревиатуру модели, как К (blacK).
*** Оттенок цвета на мониторе зависит от освещенности помещения, степени нагрева монитора, цветности ближайших к нему предметов.
К чему нужно быть готовыми?
Когда макет упаковки выполняется в CMYK, то мы присылаем заказчику превью макета в файле *.jpg в модели RGB, чтобы была возможность оценки изображения на ПК. Это – экранная версия. Если вы откроете такой макет в CMYK, то цвет будет иным. Другим он будет и тогда, когда вы сравните тот же цвет в файле .jpg с готовой печатной продукцией. Еще сильнее отличаются в цветовом плане макеты в модели Pantone. Полиграфический формат имеет отличия и от экранного, и от распечатки на принтере. О нем расскажем далее.
Что такое Pantone, почему его нельзя передать в CMYK и RGB
Стремясь получить точный повторяющийся цвет в нескольких тиражах, стоит выбирать цветовую модель Pantone (система идентификации, подбора любых цветов с конкретными номерами). Все цвета напечатаны в каталогах в виде вееров. Каждый оттенок – отдельная краска, полученная путем смешения базовых цветов в определенной пропорции. Это позволяет максимально точно воспроизвести необходимый цвет при печати (в т.ч. нестандартный), главное – знать его номер.
Отличительные характеристики модели Pantone:
- позволяет получить нестандартный цвет (металлизированный, насыщенный, нежный пастельный), чего нельзя сделать, используя модель CMYK,
- обеспечивает точное соответствие выбранного и печатного цвета, его повторение с каждым заказом,
- гарантирует легкость подбора оттенка при наличии каталога,
- наглядно показывает, как будет смотреться цвет на гладкой мелованной, шероховатой офсетной бумаге.
Иногда использование Pantone затруднительно, но вы можете получить точное представление о нужном вам цвете, заказав в типографии аналоговую или офсетную цветопробу.
Типы цветопроб и их стоимость
Цветопроба представляет собой распечатку фрагмента будущего тиража, отображающего реалистичные оттенки. Она позволяет сориентироваться, как нужно скорректировать цвета для последующей печати и не испортить весь заказ. Цветопроба выполняется в типографии на плотном листе бумаги, на который наносятся подобранные изображение и цветовая палитра.
В отличие от быстрой и недорогой цифровой цветопробы мы рекомендуем выполнять аналоговую. Она гарантирует широкий цветовой охват (ЦО – см. ранее), а также точное попадание в цвет пленочного оттиска. Дает возможность контроля качества изготовленной фотоформы, однако считается не очень доступной по цене услугой. При наличии готовых пленок стоимость оттиска формата А3 обходится где-то в 2000-3000 р.
Качественной цветопробой также считается получение растрового изображения на офсетном станке. Это – одноразовая полноценная печать с изготовлением печатной формы (оптимальна при крупных печатных тиражах). Стоимость оттиска формата А2 оценивается примерно от 5000 р.
Если вы очень беспокоитесь о том, какой получится цвет в итоге, мы рекомендуем делать цветопробы. Учитывая невысокие цены на них и возможные серьезные расходы на перепечатку всего тиража в случае получения не того оттенка, это будет оптимальным решением